Горные велосипеды (MTB), история велоспорта.

27 сентябрь | 00 : 00

Горный велосипед или mountain bike (сокращенно MTB или ATB, для любых типов поверхностей) это велосипед, предназначенный для езды по бездорожью. Чаще всего в качестве маршрутов для езды на горном велосипеде используют лесные тропы, сухие каналы, канавы и другие грунтовые дороги. Данные типы поверхностей обычно усеяны камнями, смывами, колеями, рыхлым песком, гравием, корнями, крутыми подъемами и спусками. Горные велосипеды сконструированы так, чтобы преодолевать такие поверхности и всевозможные препятствия, встречающиеся на пути: бревна, крутые склоны и камни. Конструкция горного велосипеда во многом отличается от конструкций стандартных моделей велосипедов. Наиболее заметными являются наличие амортизаторов на раме и вилке, сильнее выражена бугристость резины, более прочные и тяжелые колеса, усиленные тормоза. С момента изобретения спорта в 1970-х было разработано несколько подтипов, таких как кросс-кантри (XC), велотриал, дёрт, стрит, слоупстайл, параллельный слалом, байкер-кросс, даунхилл, фрирайд и другие. Каждый из них подразумевает определенную конструкцию велосипеда для наилучшего поведения на трассе. Разработка горных велосипедов включает в себя увеличение кол-ва скоростей – до 30-ти, чтобы облегчить подъемы и крутые спуски на них. Однако, нововведения в дизайне звездочки недавно привели к типу тренда “1x”, упрощая конструкцию до одной звездочки спереди и нескольких звезд сзади на цепи, в основном дающих 9, 10 или 11 скоростей. Это позволяет облегчить вес, не лишая широких возможностей переключения скоростей. Все большую популярность приобретают односкоростные горные велосипеды. Некоторые конструкции включают дисковые тормоза вместо ободных, и 29” и 27.5” колеса вместо 26”. История горного велосипеда берет начало из вело-кросса в Европе и Roughstuff Fellowship в Англии. Термин “горный велосипед” впервые появился в печати в 1966 году. Это была модифицированная тяжелая круизная модель, предназначенная для свободного спуска со склона. Спорт приобрел популярность в 1970-х в Северной Калифорнии в США, где велосипедисты спускались по грубым склонам на односкоростных моделях с надувными колесами. Джо Бриз, конструктор велосипедных рам, использовал эту идею и разработал то, что теперь считается горным велосипедом. Документальный фильм 2007 года “Klunkerz: A Film About Mountain Bikes” подробно рассказывает об этом периоде внедорожного катания. Однако, это продолжалось до конца 1970-х, начала 1980-х, когда производители дорожных велосипедов начали выпускать горные модели, используя легкие и прочные материалы, такие как алюминий М4. Первым серийным горным велосипедом стал Specialized Stumpjumper, впервые выпущенный в 1981 году. Спустя 90-е и 2000-е горный велоспорт перешел от малоизвестного занятия до основных направлений велоспорта, завершающихся интернациональными гоночными состязаниями и мировым чемпионатом. Горные велосипеды делятся на четыре категории, в зависимости от типа подвески. Дизайны: Жесткий: рама с жесткой вилкой и неподвижной задней частью, без амортизации. Хардтейл: рама с амортизационной вилкой, без задней подвески. Софттэйл: рама с небольшим ходом задней амортизации за счет прогиба рамы вместо стандартной подвески. Двухподвес: передняя амортизационная вилка и задняя подвеска, обеспечивающая плавный ход заднего колеса. Существует несколько разных между собой стилей горного байкинга, обычно определяемого дорожным полотном, что предусматривает тип используемого велосипеда. Стили вождения, а также сами горные велосипеды быстро развивались последние несколько лет, что привело к появлению терминов фрирайд и триал, которые используются для категоризации горных велосипедов. Определения самых распространенных типов перечислены ниже. Кросс-кантри (XC) горные велосипеды сконструированы специально для скоростной езды по пересеченной местности. Кросс-кантри с упором на преодоление подъемов, где необходима скорость и прочность, требует от велосипеда минимум веса и максимум эффективности. В 1980-х и начале 1990-х горные велосипеды XC в основном представляли собой легковесные стальные хардтейлы с рамами с жесткой вилкой. С течением 1990-х горные кросс-кантри эволюционировали в легковесы с алюминиевыми рамами и амортизационной вилкой с небольшим ходом в 65-110 мм. С недавних пор двухподвесы стали широко распространены, а использование компонентов из углеродного волокна позволило конструкторам велосипедов выпускать двухподвесные модели весом до 10 кг. Геометрия горных велосипедов кросс-кантри ставит выше всего способность стабильно и четко преодолевать подъемы и спуски, что в результате привело к типичной структуре с ведущим углом в 70-71°. Хотя и предназначенный для бездорожья, кросс-кантри велосипед со своим упором на легковесную конструкцию не подходит для езды по большинству отвесных или труднопроходимых участков. Модели для велотриала – XC велосипеды, используемые в основном на отстроенных триал-трассах или природных внедорожных треках. Такие горные велосипеды обычно имеют 120-140 мм ход амортизации, весят от 11 до 15 кг, также у них более слабая геометрия, чем у кросс-кантри моделей, но не настолько слабая, как у AM велосипедов. С меньшим акцентом на вес, триальные велосипеды больше предназначены для грубой почвы, нежели XC, в то время как имеют меньший ведущий угол (69-68°), что дает большую стабильность при спуске. Enduro/all-mountain (AM) велосипеды занимают нишу между кросс-кантри и фрирайд моделями, а их стандартный вес колеблется между 13 и 16 кг. Эти велосипеды созданы выдерживать большую нагрузку на систему амортизации, что обусловлено ходом подвески до 150 мм на обоих, переднем и заднем колесе, который в большинстве случаев может регулироваться на моделях средней и высшей ценовой категории. Они предназначены для более удобного подъема и спуска на самых крутых участках, что и определяет термин “all-mountain”. Даунхилл (DH) модели обычно имеют ход подвески до 200 мм. Их конструкция предпоглагает прочную, но легковесную раму, что обычно требует использования более дорогих сплавов, а изредка – углеродного волокна. За прошедшие несколько лет самые легкие горные велосипеды для даунхилла достигли отметки ниже 18 кг. Из-за типичной для таких моделей громоздкой оснастки, большого хода подвески и острых углов конструкции, велосипеды для даунхилла идеально подходят для преодоления склонов на бездорожье и гоночных треках. Они выделяются самым сильным прогибом из всех горных велосипедов, чтобы иметь достаточное сцепление для преодоления ухабистой трассы. Ведущий угол обычно достигает 63 градусов. Некоторые типы скоростных рекордов для велосипедов были зафиксированы именно на даунхилле. Из-за высоких скоростей на спуске большинство велосипедов имеют одну звездочку спереди, крепкую противоударную защиту и направляющую шину, хотя многие гонщики сейчас используют направляющую шину без защиты, чтобы облегчить байк. Некоторые производители экспериментировали с дизайном и встроили коробку передач прямо внутрь рамы велосипеда. Такая модификация исключает потребность в использовании переднего механизма переключения, но она не прижилась из-за сомнительной долговечности таких конструкций ввиду усиленных внешних воздействий в даунхилл соревнованиях. Фрирайд (FR) горные велосипеды похожи на даунхилл варианты, но с меньшим акцентом на вес и большим на крепость конструкции. Модели для фрирайда в большинстве имеют расширенный ход подвески – от 180 мм. Компоненты производятся из более крепких, а в следствие – тяжелых, материалов. На них можно подниматься по склонам, но здесь они мало эффективны из-за откровенно слабых углов между трубами, что делает сложным маневрирование при подъеме в гору или езду на низкой скорости. Они хорошо подходят для спусков по проработанным тропам. Углы рамы типично больше, чем у моделей для даунхилла. Это повышает маневренность при лавировании между небольшими объектами. Велосипеды для фрирайда обычно весят от 14 до 20 кг. Самые крепкие из моделей для фрирайда очень тяжелы и имеют слишком большой ход амортизации для подъема по склону столь же комфортно, как и на других менее крепких моделях, однако новые, более дорогие модели для фрирайда идут с амортизацией, позволяющей комфортно подниматься по склонам. ------ Горные велосипеды для велотриала имеют свою особую специфику, что делает их идеальными для триала. Существуют два варианта таких велосипедов: с диаметром колес 26“ (как стандарт) и с диаметром в 20” (изначально появившийся как модификация BMX велосипеда). В основном они лишены амортизации, хотя некоторые “триальщики” до сих пор находят ей применение. Правила соревнований требуют наличие нескольких скоростей на стандартных велосипедах, но большинство соревнующихся вообще не пользуются шифтерами. Однако правила соревнований не требуют наличия более одной передачи на модифицированных моделях. Многие, не участвующие в соревнованиях, велосипедисты используют лишь одну передачу, выбирая очень низкую скорость и высокий крутящий момент. Большинство современных триальных байков вообще лишены сиденья, так как велосипедист проводит больше времени не касаясь его. Такие велосипеды значительно меньше весят, чем практически любой другой горный велосипед, вес колеблется от 7 до 11 кг. Это придает велосипеду исключительную маневренность. Дёрт. Велосипеды для такого типа соревнований представляют собой что-то среднее между BMX и фрирайд байком. Это обычно очень крепкие велосипеды, со 100 – 150 мм ходом передних амортизаторов и редко встречающиеся модели с задним амортизатором с ходом в 76 – 100 мм, имеющие от одной до девяти передач. Шины таких велосипедов более гладкие. В соревнованиях по дёрт джампу обычно используют шины 24-26”, также присутствует защитное кольцо (разновидность защиты передней звездочки). Велосипеды для дёрта обычно имеют низкую посадку седла и широкий руль. У большинства велосипедов улучшенные задние тормоза и отсутствие передних, что позволяет велосипедисту вращать руль, не задевая тормозные кабели. У односкоростных горных велосипедов (Single-speed или SS) система состоит из одной скорости. Это обусловлено поверхностями, для езды по которым предназначены эти велосипеды, силой и уровнем вождения ездока и размерами велосипеда (с колесами в 29” обвес обычно отличается от оборудования байка с 26”).