Как украинцы украли белорусский троллейбус

20 январь | 08 : 00

А начиналось все очень даже дружелюбно, с перспективой на взаимовыгодное и долгосрочное сотрудничество.
В 2010 году «Белкоммунмаш» и украинская компания «Эталон» заключили соглашение о совместной сборке белорусских троллейбусов в Чернигове. На предприятии интернет-газете Naviny.by особо подчеркнули, что инициатором начала переговоров выступила именно украинская сторона. Партнерские отношения скрепили лицензионным соглашением.

Собранный в Чернигове из белорусского машинокомплекта троллейбус

Самостоятельно разработать модель троллейбуса корпорации «Эталон», в состав которой входит Черниговский автомобильный завод, где должны были собираться машины, было бы не под силу, да и ушли бы на это годы. «Белкоммунмаш» передал заводу конструкторскую документацию, технологии, помог наладить процесс сборки техники на основе белорусских машинокомплектов. Украинская сторона, в свою очередь, создала новые рабочие места, использовала украинские комплектующие и самостоятельно устанавливала цены на конечный товар. Всем было выгодно.
Цена машинокомплекта для Чернигова, как пояснили на «Белкоммунмаше», была более чем привлекательной. Стоимость, правда, журналисту не назвали, сославшись на коммерческую тайну. Но для наглядности пояснили, что цена машинокомплекта, то есть фактически собранного троллейбуса, на котором осталось установить пассажирские сидения, спидометр, аккумуляторные батареи и наклеить информационные таблички, была на несколько десятков тысяч долларов дешевле, чем готового троллейбуса с учетом конъюнктуры рынка. А это значит, что даже после затрат на доведение машинокомплекта до готового продукта прибыль у Черниговского завода оставалась бы вполне приличная. При этом белорусская сторона свои обязательства по поставке машинокомплектов полностью выполняла, а вот украинцы не торопились оплачивать заказ. Вопреки согласованному и подписанному договору.
В январе 2012 года был заключен новый договор на три машинокомплекта. Как пояснили на «Белкоммунмаше», с учетом того, что процент локализации производства на Черниговском заводе увеличивался, цена каждого из машинокомплектов в новом контракте оказалась ниже, чем в первом. Украинцы же с оплатой не спешили, чем доставили изрядно хлопот своим белорусским партнерам, которых вышестоящее отраслевое начальство, мягко говоря, не жалует за болтающуюся где-то за границей валютную выручку.
В итоге машины с белорусской помощью все же были собраны под маркой «Эталон-Белкоммунмаш». Украинские специалисты, что называется, общими усилиями смогли освоить технологию сборки белорусских троллейбусов.
Однако к осени прошлого года в сотрудничестве наметился раскол. В связи с удорожанием комплектующих, закупаемых «Белкоммунмашем», цена машинокомплекта увеличилась. Денег у украинцев опять не нашлось. В итоге машинокомплект, который черниговцы одобрили и согласовали, они же сами отказались покупать. Тогда это казалось неким недоразумением, хотя сегодня в таком поведении усматриваются элементы продуманного хода.
Накануне 2013 года украинские СМИ запестрели заголовками типа «В Чернигове разработали собственный троллейбус». На обозрение был представлен троллейбус модели Т12110 «Барвинок».

Украинский троллейбус «собственной» разработки

Президент корпорации «Эталон» Владимир Бутко объяснил журналистам, мол, да, планировали выпускать машины из комплектующих «Белкоммунмаша», но белорусские партнеры-поставщики без предупреждения подняли цены. В результате цена стала на 35 тысяч долларов больше, сотрудничество с соседями стало невыгодным. Тогда завод начал разработку собственной платформы для троллейбуса, который обойдется на 20% дешевле аналогов, заявил Бутко.
«Это неправда, - сказала в беседе с корреспондентом Naviny.by начальник бюро маркетинговых коммуникаций УВЭД ОАО «Управляющая компания холдинга «Белкоммунмаш» Анастасия Цвирко. - Стоимость машинокомплекта действительно увеличилась, но не на 35 тысяч долларов, а на 9500. Произошло это в сентябре 2012 года не по нашей прихоти, а по причине удорожания комплектующих, закупаемых нашим предприятием у других поставщиков. Это объективная реальность, которая всегда предусматривается сторонами при заключении договора».
Более того, как заметила Анатасия Цвирко, якобы новый украинский троллейбус на самом деле - это пиратская копия белорусской машины, собранная в нарушение существующего лицензионного соглашения, которое регламентирует все действия компании «Эталон» по вопросам производства белорусских троллейбусов.

Троллейбус 321-й модели производства «Белкоммунмаш», который скопировали украинцы

Кроме того, компания не имеет права производить троллейбусы самостоятельно на протяжении пяти лет с момента прекращения действия договора с «Белкоммунмашем». Украинская компания получила право пользоваться технологической документацией по сборке троллейбусов и обязана соблюдать лицензионные права «Белкоммунмаша». Однако украинцы решили по-своему. И ушли в глухую оборону.
На письменные обращения минского предприятия с требованием пояснить, почему корпорация «Эталон» нарушила лицензионное соглашение, на каком основании присвоила технологии и техническую документацию, глава корпорации «Эталон» Владимир Бутко ответа так и не дал.
«Белкоммунмаш» готовит ответный ход. Как сообщила Naviny.by Анастасия Цвирко, не исключено, что в ближайшее время украинской стороне все-таки придется ответить на все вопросы. В суде.

Еще новости от компании ФермерАвто

После того как в Египте было объявлено чрезвычайное положение, многие граждане Республики Беларусь решили отказаться от туристических поездок в эту страну, а также реализовать свои законные права на возврат уплаченных по договору денежных средств. Анализ...

Это решение предусмотрено постановлением Совета Министров №746 от 26 августа 2013 года, которое сегодня официально опубликовано на Национальном правовом интернет-портале. Документ принят в соответствии с указом №100 от 19 февраля 2008 года "О некоторых...

Глава ОАО «Газпром» Алексей Миллер объявил о своем намерении строить офис в Минске в начале 2012 года. Уже 16 марта 2012 года в Мингорисполкоме состоялось совещание по решению вопроса строительства офиса ОАО «Газпром» в Минске. Несмотря на небывалую оперативность...

Об этом "Ежедневник" попросил поделиться своим мнением военного обозревателя газеты "Белорусы и рынок" Александра Алесина: - Безусловно, на Шри-Ланке особенно нуждаются в высокотехничной продукции военного назначения. Можно вспомнить, что в этой стране...

Инициатором расторжения массового расторжения договоров с инвесторами стал Мингорисполком, который был вынужден на это пойти по причине неисполнения инвесторами своих обязательств. Как заявила заместитель председателя Мингорисполкома Жанна Бирич в с 2012...

В правительстве согласован вариант повышения акцизов на бензин и дизтопливо на 30-40%. Решение должно быть объявлено в начале сентября. Розничные цены на моторное топливо могут увеличиться в среднем на 5-7%, добавил один из источников.  В концерне...

Литовские инвесторы открывают в Беларуси магазины и заводы, покупают банки, строят дома и торговые центры. «Ежедневник» изучил направления экспансии литовского бизнеса в Беларуси. Топ-30 в 2013 году опять возглавил Нериюс Нумавичюс, владелец 60% акций...

Российская теннисистка Мария Шарапова обратилась в суд штата Флорида с просьбой о временной смене фамилии на Шугарпова (Sugarpova), сообщаетLenta.ru со ссылкой на The Times. Название Sugarpova (от англ. sugar — "сахар" и фамилии Шараповой) носит созданный...

Согласно Указу №360, подписанному президентом 15 августа, вносятся изменения в указ главы государства №647 «О некоторых вопросах деятельности органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь» от 27 ноября 2008, который определял функции...

В принципе, сейчас начинается оправдываться прогноз главы "Уралкалия"Владислава Баумгертнера, который он делал, разрывая отношения с "Белорусской калийной компанией": скорое падение цен на калийные удобрения с 400 до 300 долларов за тонну.  Китай...